Компактный автоматический регулировщик дорожного движения в городах – светофор – давно избавил человечество от необходимости постоянно дежурить на сложных перекрестках дорог и железнодорожных путях для управления движением автотранспорта.
Это механизм, оснащенный функцией оптической сигнализации (и нередко со звуковым сопровождением разрешающего сигнала), который используется для автоматического регулирования всех участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов и любых транспортных средств). Его также используют в море и на железных дорогах. Ему посвящен всемирный праздник, который мы отмечаем сегодня 5 августа. Официально считается, что первый светофор был установлен в Кливленде (Америка) 5 августа 1914 год, а автором этого творения является инженер Д. Хог. Древний аппарат был двухцветным (красный и зеленый), и звуком сопровождал переключение цветов. Вообще, история создания светофоров начинается гораздо раньше. В середине XIX века британец Джей Найт изобрел первого двухцветного регулировщика, который работал по принципу семафора с ручным управлением.
Первый в нашей стране светофор появился в Ленинграде, на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского, сейчас это проспекты Невский и Литейный. Технический регулировщик, так его поначалу называли, был установлен 15 января 1930 года. Современные автоматические регулировщики бывают нескольких типов: автомобильные (трехсекционные – три традиционных цвета и двухсекционные – два цвета);светофоры со стрелочными секциями; реверсивные светофоры, когда цвет управляет движением на той полосе, над которой расположен;с мигающими сигналами (используются для обозначения опасных участков дорог – пересечение с ж/д или трамвайными путями);специализированные (речные, морские, трамвайные).
Памятник светофору — первый в России памятник светофору, расположенный в Центральном районе Новосибирска.